пятница, 17 февраля 2012 г.

Амиши





Были сегодня в землях экзотических людей – «амиш». В наших фильмах их почему-то обзывают мормонами, хотя это совершенно другое религиозное направление. Так вот, ходят все в рукодельной одежде, соломенных широкополых шляпах, однотонных рубахах с длинным рукавом, темных жилетках и старинного покроя брюках на подтяжках. Стригутся «под горшок», бороды не бреют с момента женитьбы, зато усы сбривают. Как объяснили – корнями они все бывшие европейцы, так вот, в Европе 17-го века усы носили только военные, а поскольку амиши пацифисты пришлось усы сбривать, чтобы продемонстрировать отличие в идеологии. В результате получилась очень оригинальная внешность – абсолютно чистое и открытое лицо, часто в очках, в обрамлении густых бороды и шевелюры. Все коренастые, с мускулистыми ручищами – сказывается привычка к сельскому труду. Парни ловкие и немного своей ловкостью негров напоминают, что-то простое и животное во всем облике присутствует, что называется - люди «от сохи». 




Женщины все в чепчиках, или прозрачных белых наколках, длинных платьях до щиколоток и длинных фартуках. Маленькие девчушки смотрятся совсем как советские школьницы. На них даже чепчиков нет, зато волосы у всех одинаково красиво подвернуты на висках, подколоты, сзади заплетены в косу и уложены в «гульку». Только красных галстуков не хватает, а так – «Кто шагает дружно в ряд – пионерский наш отряд!». Никто из дам, естественно, косметикой не пользуется, так что если уж симпатичная, то симпатичная (кстати, несколько девушек попались, не скажу, что загляденье, но очень привлекательные). И опять же, естеством берут - как из сказки сбежали, от каких-нибудь Братьев Гримм, или из дореволюционной прозы – «дочки у хозяина были, как на подбор - дебелые, здоровые, работящие и на всю округу славились свое красотой». 




О красоте сказать стоит отдельно – община замкнутая, женятся в основном на своих, корни - германские, так что лица попадаются – «Мама дорогая!». Некоторые дамы, если кто помнит, просто сошли с картины Ван Гога «Едоки картофеля». Но все при мужьях. Я так понимаю, община заботится, чтобы «всякой твари – по паре», потому как поверить, что половину из виденных мною женщин взяли замуж из каких-то эстетических соображений очень трудно – на таких женятся исключительно «по убеждению». При этом мужики в массе своей – загляденье. Кстати, фотографироваться амиши не любят – нас сразу предупредили, что снимать можно все, кроме людей. Так вот, определенный резон в этом есть – я бы рядом с такой женой тоже запретил себя фотографировать. 

Глядя на женские лица, невольно думаешь, что религиозные замкнутые сообщества предоставляют некрасивым женщинам намного больше возможностей, если понимать под таковыми замужество и рождение детей. И не потому только, что у мужчин нет особого выбора - жениться приходится только на своих, но еще и потому, что общая невинность, превращает женщину, во всех смыслах, прежде всего в существо противоположного пола, что само по себе инстинктивно привлекательно. А при таком подходе анатомия однозначно важнее эстетики. 

В общем, кругом порода видна, единство происхождения и надвигающееся вырождение популяции. Достаточно сказать, что среди множества трагических последствий для общины, в которой несколько лет назад убили пять девочек-школьниц, нам было озвучено то, что теперь община осталась без нужного количества невест. 

Об этой истории даже книжку написали и фильм сняли. Несколько лет назад один из жителей городка зашел с оружием в школу, где учились дети амишей, выгнал всех, кроме десятерых девочек-второклассниц, методично их расстрелял, после чего покончил с собой. В результате пятеро девочек погибли, а двое стали инвалидами. Так вот члены общины амишей, отойдя от шока, посовещались между собой, с Богом, и… помогли оплатить похороны убийцы. Мало того, семьи убитых девочек теперь регулярно общаются с матерью убийцы, которая живет с ними в одном городке, вместе поминают своих детей и отмечают праздники. 

Нам с ними устроили встречу. 

Что вам сказать? Если бы я сам не видели и не слышал этих людей – ни за что бы не поверил, что такое возможно. А так, сидят перед нами три семейные пары и высокая немного наряженная не старая еще женщина, и во время их неспешного рассказа, только комок к горлу подступает… Но веришь – действительно простили! 

Объективности ради, стоит две вещи сказать – жена убийцы из городка уехала подальше и сменила фамилию не только себе, но и детям. А на следующий день после нашего общения, в разговоре всплыла фраза, которая, похоже, объясняет причину способности амишей к всепрощению. Амиши известны тем, что из-за раннего приобщения к сельскохозяйственному труду у них очень высокая детская смертность. Так что относятся они к детям, немного по-крестьянски/христиански – «бог дал – бог взял». В каждой семье детей, как и положено не предохраняющимся парам, – столько, сколько получится. То есть семеро – десятеро – это нормально. Это я не для умаления значения их духовного подвига, а, скорее, для полноты картины. 




Живут и работают амиши по-старинке - передвигаются на конных повозках - «багах», сеют и пашут, тоже, по преимуществу, на конях. Электричество в домах не используют, как и телефоны – грех один! Внутреннее убранство домов напоминает нашу деревенскую хату – простенько, чистенько, с легким налетом земледения на всех предметах. Но, не все так просто. 

Завезли нас к одному семейству пообедать - что-то типа бизнеса частного – ресторанчик для туристов на дому. То есть хозяйка, вместе с тремя старшими дочерьми готовит, «домашненькое» (очень вкусно, кстати, – мясная запеканка, вареная с зеленью картошечка, какие-то плоские клецки с курицей, почти без жижи, густющий компот из фруктов, включая апельсины, кусочки маринованных кабачков, яблочное пюре и шоколадный тортик с банановым пудингом не десерт – в придачу. Хлеб, тоже явно домашний, но уж больно пушистый и с горчинкой, чего-то они туда такого для убыстрения уже добавляют. В общем, единственный раз за всю Америку, поел, как у тещи дома), а менониты им туристов привозят – выживать помогают. Менонитский наш сопровождающий с нескрываемым восторгом все подчеркивал, что еда эта собственными руками не только приготовлена, но и выращена! По американским меркам – небывалая экзотика! 

В конце обеда хозяйка с дочками еще и несколько духовных гимнов спели на три голоса, очень прилично. 

Все бы ничего, но я в доме у наших хозяев холодильник узрел! – А как же с запретом на электричество – думаю. Пояснения были замечательные – поскольку без холодильника в этом бизнесе никак нельзя – продукты перепортятся – то запитан он от хозяйского передвижного генератора – так греха меньше, чем от общественных сетей. 




Честно говоря, все эти ухищрения, уже только смех вызывают. В деревнях амишей полно туристов со всего света, куча гостиниц и сувенирных магазинов. Так что они уже давным-давно своим экзотическим бытом, укладом и видом успешно приторговывают. А чего им еще делать с такой производительностью? Своими глазами видел – рядом два поля – на одном амиши на лошадях какими-то допотопными агрегатами орудуют, а на другом – комбайн и два трактора уже почти все убрали. Картинка прямо для учебника истории, в раздел «Развитие производительных сил и производственных отношений». Нежелание фотографироваться в этой ситуации воспринимается больше, как удачный «рекламный ход» - приезжайте, мол, и посмотрите на нас вживую. 




В местной прессе, кстати, давно бурная дискуссия развернулась по поводу того, что нужно эти самые тихоходные «баги» с дороги убрать – уж очень они движению мешают, так скажем, стоят на пути прогресса. 




Кстати, у местных жителей – не амишей - оригинальная «фенечка» - украшать свои дома здоровенными пятиконечными звездами серого, или коричневого цвета. Как мне объяснили, поветрие недавнее – лет десять назад пошла мода на такие прибамбасы - местные так окончания «холодной войны» отмечают.